О б р а т н а я с в я з ь
Заказать обратный звонок
Имя*
Телефон*
Комментарий
(044) 390-71-26 (044) 495-28-29

Катастрофа на Титанике и ее последствия

Альберт Э. Тебердж

 

В ночь на 14 апреля 1912 года произошло немыслимое. Самый мощный плавающий корабль с названием Титаник компании White Star Line совершал свой первый рейс из Саутгемптона (Англия) в Нью-Йорк. Корабль рекламировался как непотопляемый. И, если он непотопляем, то почему должны быть адекватные спасательные шлюпки для всех пассажиров и команды? Корабль вышел из Саутгемптона 10 апреля. Менее чем через пять дней он оказался на дне Атлантического океана. Более 1500 человек погибли в течение трех часов после столкновения с айсбергом, который вырвал дно корабля.
Как это произошло, описывалось много раз. Человеческое высокомерие, непоколебимая вера в безошибочность технологий и коммерческий импульс быстрых переходов через Атлантический океан - все это привело к гибели корабля и связанной с этим гибели людей. Некоторые выжившие пассажиры сообщили, что даже когда корабль уже тонул в водах ледяной Северной Атлантики, многие верили, что корабль - более безопасное место; соответственно, не все спасательные шлюпки были заполнены до отказа.
Эта авария потрясла мировое сообщество. Британское и американское правительства расследовали аварию - британцы определили: «Потеря указанного корабля произошла из-за столкновения с айсбергом, вызванного чрезмерной скоростью, с которой судно двигалось». Безусловно, это был главный фактор. Однако, как и во многих несчастных случаях, этому способствовал ряд причин. К ним относятся: водонепроницаемые переборки неправильной конструкции; недостаточное количество спасательных шлюпок и плотов; очевидное отсутствие беспокойства капитана по поводу сообщений о льдах до столкновения с айсбергом; слабая подготовка экипажа по действиям в аварийных ситуациях, включая спуск спасательных шлюпок; нет радиоприемников на близлежащих кораблях, которые могли бы помочь в спасении жизней; и, что примечательно, даже биноклей для корабельных наблюдателей.

 

Длина парохода Титаник по сравнению с самыми высокими зданиями

 

И британское, и американское правительства после потери Титаника пришли к аналогичным выводам и рекомендациям. Основная рекомендация заключалась в том, чтобы все суда были оснащены достаточным количеством спасательных шлюпок для пассажиров и экипажа, чтобы все океанские суда имели круглосуточное радиотелеграфное наблюдение и чтобы переборки были спроектированы таким образом, чтобы затопление любых двух смежных отсеков не привело к потоплению судна. Эти и другие рекомендации были приняты первой Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море (SOLAS) на конференции, состоявшейся в Лондоне в 1914 году.

 

Развитие технологий картирования морского дна
Коммерческие компании после катастрофы на Титанике начали поиск средств для определения наличия айсбергов и других невидимых или затопленных препятствий перед движущимися судами. К гонке присоединились европейские и североамериканские изобретатели. В 1912 году Реджинальд Фессенден, канадский изобретатель и пионер радио, присоединился к компании Submarine Signal Company (американская компания одна из первых разработчиков аккустическиой техники), предшественнице сегодняшней Raytheon (американская военно-промышленная компания, один из крупнейших поставщиков вооружения и военной техники), и начал работу над электроакустическим генератором, похожим на современный трасдьюсер. Этот генератор изначально был разработан как для связи между кораблями, так и для приема отраженного звука от подводного объекта. В конце апреля 1914 года Фессенден испытал это устройство у Grand Banks (группа подводных плато к юго-востоку от Ньюфаундленда на континентальном шельфе Северной Америки) на американском Revenue Cutter Miami (катер береговой охраны США) и ему удалось получить отраженный звук от айсберга на расстоянии примерно двух миль, услышав ответное эхо. Также было слышно второе эхо, которое было определено от дна.
Подводная война во время Первой мировой войны ускорила исследования в области акустики. К концу войны использование акустики, как для обнаружения объектов в воде, так и для измерения глубин, хорошо зарекомендовало себя. В 1922 году USS Stewart (корабль ВМС США, названный в честь контр-адмирала Чарльза Стюарта), оснащенный эхолотом Hayes Sonic Depth Finder, в котором использовался осциллятор Фессендена, провел серию зондирований при переходе через Атлантический океан, сделав более 900 отдельных зондирований. Профиль, полученный в результате этих зондирований, был опубликован в первом выпуске International Hydrographic Review (международный журнал, публикующий статьи по всем аспектам гидрографии). Звуковые системы на основе фортепианной проволоки (употреблялась для измерения расстояний на воде) устарели в одночасье. Несмотря на то, что на мелководье зондирование (промеры) с помощью лота продолжалось еще несколько лет, акустические системы зондирования заменили лоты для большинства задач в течение двух десятилетий.
Вторая мировая война еще больше ускорила развитие направленных гидроакустических систем (называемых в Англии Asdic). Хотя изначально эти системы предназначались для обнаружения подводных лодок, но в конечном итоге они превратились в современные гидролокаторы бокового обзора (ГБО). Оборудование для подводной фотографии и приборы для обнаружения магнитных аномалий (MAD) находились в этот период в зачаточном состоянии. Системы MAD доказали свою эффективность при обнаружении подводных лодок. Ранее гидрографы дополнительно использовали гидролокатор для подводной съёмки и MAD при составлении карт затонувших кораблей, торпедированных у восточного побережья США. Это было сделано офицерами гидрографической службы США (C&GS), которые работали на лоцмейстерском судне Gentian береговой охраны США в 1944 году.
После войны были дальнейшие успехи, в том числе разработка одной из первых систем ГБО под названием Shadowgraph в 1954 году немецким ученым Юлиусом Хагеманном, который работал в Лаборатории противоминной обороны ВМС США. Эта система оставалась засекреченной в течение многих лет, но гражданское использование ГБО начало развиваться вскоре после этого прогресса. В коммерческом секторе первыми пионерами были Гарольд Эдгертон и Мартин Кляйн из Массачусетского технологического института (MIT). Эдгертон в 1963 году повернул гидролокатор вниз для донного проникновения и получил изображение затонувшего плавучего маяка с корабля C&GS. Эдгертон был основателем компании EG&G и нашел затонувший USS Monitor (первый броненосец ВМС США) времен Гражданской войны у мыса Хаттерас с коммерческой системой ГБО EG&G. Мартин Кляйн начал свою карьеру в EG&G, но оставил ее, чтобы основать Klein Associates, имя, ставшее синонимом гидролокаторной технологии бокового обзора.
Достижения в технологии измерения глубины происходили параллельно с развитием технологии бокового обзора. В апреле 1961 года инженеры компании General Instruments Corporation разработали BOMAS (Bottom Mapping Sonar - сонар для картографирования дна). Цитата из предложения: «BOMAS получает информацию о профиле дна из пересечения дна океана с вертикальной плоскостью, перпендикулярной курсу судна. Данные гидролокатора обрабатываются автоматически в реальном времени, чтобы получить рельеф дна вдоль маршрута…. Одновременно может быть предоставлена карта интенсивности сонара… » Так родилось многолучевое зондирование с сопутствующей возможностью картирования отражательной способности дна. Двумя годами позже первый прототип многолучевой системы был установлен на корабле ВМФ США Compass Island, а последующие за этим устройства были установлены на промерных кораблях ВМФ. Тем временем аббревиатура изменилась на SASS (Sonar Array Sounding System). К концу 1970-х годов технология перекочевала в гражданское сообщество и с тех пор вытеснила однолучевые системы зондирования в качестве стандартного инструмента картографирования морского дна.

 

Гравюра Вилли Стёвера «Титаник, тонущий носом»

 

В поисках Титаника и последствия обнаружения
Сразу после затопления предложения о поиске местонахождения затонувшего Титаника были обсуждены и в конечном итоге отклонены, потому что в то время это крушение находилось далеко за пределами технологий. На протяжении десятилетий развитие подводных технологий, наконец, предоставило средства для определения места крушения и последующего его исследования с помощью дистанционных технологий, а также для погружения на место крушения и проведения серии исследований, которые включали обследование внутренней части корабля.
В июле 1985 года начался последний поиск, когда Ifremer (французский научно-исследовательский институт по эксплуатации морских ресурсов) развернул свой недавно разработанный ГБО SAR в миссии под руководством Жана-Луи Мишеля на исследовательском судне Le Suroit. Это исследование охватывало 70% площади обзора в 150 квадратных морских миль без определения местонахождения Титаника. Приступив к поиску в августе, команда WHOI (крупнейшее независимое океанографическое исследовательское учреждение в США) во главе с Робертом Баллардом на борту исследовательского судна Knorr использовала буксируемый аппарат Argo с ГБО 100 кГц и тремя черно-белыми видеокамерами для слабого освещения. Команда Балларда полагалась на оптическую систему, чтобы определить местонахождение Титаника, и ранним утром 1 сентября безошибочная форма котла дала понять, что поиски окончены. Было найдено последнее пристанище Титаника.
С момента открытия в 1985 году Титаник посетила серия экспедиций с различными целями. Баллард и WHOI вернулись к затонувшему кораблю в июле 1986 года на исследовательском судне WHOI Atlantis II с подводным аппаратом Alvin и ROV Jason Jr. Экспедиция 1986 года сфотографировала и сняла затонувший корабль, сосредоточив внимание на практически неповрежденной носовой части. Работая на основе данных, собранных в ходе исследований Argo 1985 года, а также данных 1986 года, Уильям Ланге из WHOI и другие составили предварительную карту места крушения Титаника, которая очертила это место от носа до кормы и нанесла на карту широкий спектр разбросанных объектов на морском дне. Частное предприятие, финансируемое и возглавляемое компанией RMS Titanic (RMST) и технически поддержанное Ifremer, вернулось к затонувшему кораблю в июле 1987 года и совершило 32 погружения, чтобы извлечь около 1800 артефактов с морского дна - в первой серии погружений, проведенных RMST до 2004 года было поднято около 5000 артефактов.

 

Дистанционно управляемый аппарат (ROV) Hercules исследует носовую часть Титаника в 2004 году

 

Погружения, сделанные съемочными группами документальных фильмов и Джеймсом Кэмероном (чьи первые погружения были в 1995 году), работавшим с Институтом океанологии имени П.П.Ширшова Российской академии наук, были сделаны впечатляющие кадры крушения, а также получена дополнительная техническая информация и выполнен более подробный обзор места крушения подводным аппаратом Мир. В частности, обширная документация Кэмерона и проникновение внутрь носовой части с помощью небольших ROV, известных как «боты», предоставили невероятное понимание происходящих процессов изменения и сохранения окружающей среды внутри корабля, а также свидетельства того, что произошло во время затопления корабля Титаник. Возможно, работа Кэмерона сделала больше, чтобы рассказать более широкой аудитории о месте крушения Титаник, чем какой-либо другой исследователь.
Научные результаты различных экспедиций включают подробный анализ микробиологической коррозии судовой стали (под руководством Роя Куллимора), геологические исследования отложений и текущие исследования (Институтом Ширшова), подробное гидролокационное обследование носовой части Титаник, которая столкнулась с айсбергом, фотосхемы носовой части и судебно-медицинские исследования последовательности затопления и разрушения корабля. Кроме того, RMST заказала создание «археологической ГИС-карты», на которой показаны 5 000 артефактов, извлеченных с 1987 по 2004 год. Эта ГИС, которую RMST выполняет по контракту с CMURMM (Центром управления морскими и подводными ресурсами Мичигана), созданная частной некоммерческой организацией, почти завершена.
Управление по исследованию океана Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA) США провело две миссии на Титаник в 2003 и 2004 годах. Как национальное агентство по океану, NOAA проявляет интерес к научным и культурным аспектам Титаника. NOAA фокусируется на создании базовой научной информации, на основе которой мы можем измерить процессы и разрушение Титаника, и применить эти знания ко многим другим глубоководным кораблекрушениям и подводным культурным ресурсам. Миссия 2003 года с Институтом Ширшова преследовала несколько ключевых целей, первая из которых заключалась в том, чтобы каталогизировать любую антропогенную деятельность, которая в настоящее время воздействует на место крушения, или свидетельства такой активности с момента его открытия в 1985 году. Были получены цифровые изображения и была создана фотомозаика носовой части палубы. Кроме того, проводился постоянный бактериологический анализ, а также фундаментальные океанографические исследования.


Миссия 2004 года, проведенная исследовательским судном NOAA
Рональд Х. Браун, работавший с Робертом Баллардом, а затем (по настоящее время) с Университетом Род-Айленда и Институтом археологической океанографии, использовал ROV для продолжения оценки продолжающихся изменений окружающей среды на месте крушения и бактериологической работы Роя Каллимора. Еще одним ключевым достижением миссии 2004 года стало завершение топографической карты каньона Титаника и его окрестностей, включая место крушения Титаника, с помощью многолучевой сонарной системы Seabeam 2112. Цифровая модель местности на этой большой площади морского дна помещает Титаник в более широкий геологический и географический контекст.
В последней (на сегодняшний день) экспедиции RMST на затонувший корабль в августе 2010 года участвовало NOAA также как и Служба национальных парков WHOI, Институт морской археологии, Институт Уэйтта и партнеры по контракту, такие как компания Phoenix International, Ltd. В рамках этой миссии, не связанной с научными исследованиями, основное внимание уделялось работе Уильяма Ланге и Лаборатории передовой технологии обработки изображений и визуализации WHOI по созданию подробной 2D и 3D визуальной мозаики этого места. Для этого было проведено подробное обследование с использованием автономных подводных аппаратов REMUS 6000 института Уэйтта в зоне примерно в десять квадратных морских миль вокруг места крушения, с серией более близких и более высокоразрешающих съемок местности, очерченной на карте площадки WHOI 1986 года и даже более подробные съемки основных особенностей и областей площадки. В рамках этого проекта были получены картографические данные, а также исчерпывающий визуальный охват обломков, включая подробные фотомозаики ряда деталей разбросанных на дне артефактов, в том числе секции корпуса, механизмов и оборудования корабля, а также другие артефакты.

 

Это комбинированное изображение, созданное RMST, сделано с помощью гидролокатора и более 100000 фотографий, выполненных в 2010 году беспилотными подводными роботами, показывает небольшую часть всеобъемлющей карты поля обломков размером 3 на 5 миль, окружающего носовую часть Титаника на дне Северной Атлантики

 

Из этого краткого обзора ясно, что последние несколько десятилетий мы стали свидетелями революционного расширения возможностей человечества не только определять местонахождение глубоководных кораблекрушений, но и все чаще получать изображения и данные, которые, по сути, «фактически поднимают» эти затонувшие корабли для текущих исследований как просвещение общественности. Во многих отношениях Титаник и его окрестности, вероятно, будут наиболее изученными участками глубоководного дна океана. Этот статус появился из-за культового характера крушения и потенциальной выгоды от возможности подключиться к этому кораблю и его трагической гибели либо путем осмотра найденных артефактов, либо виртуального тура на пленке или фотографии. В то же время были проведены измерительные и важные научные исследования, и в этом был продемонстрирован путь вперед не только для этой площадки, но и для других, особенно в адаптации и внедрении технологий для доступа и обучения на площадках, которые когда-то считались недоступными.

 

Вид носовой части Титаника, сфотографированный ROV Hercules во время экспедиции на место кораблекрушения в июне 2004 года

 

 

Эта статья была опубликована в журнале Hydro International 17 февраля 2021 года